Бесплатный звонок
в контактный центр по Татарстану

8-800-200-25-26

пн.-пт. - 08.00-19.00

Контакты и адреса

Телефоны аварийных служб


НаселениюЮридическим лицам
ГлавнаяПресс-центрНовости
2 октября 2018

Энергетика будущего в историческом прошлом

отправить по почте версия для печати

Сегодня мы часто слышим о солнечных батареях, ветряных мельницах, электромобилях и других различных терминах, характеризующих популярное в современном мире движение, направленное на энергосбережение. Возможно мало кто задумывается о некоторых исторических фактах, благодаря которым сейчас мы имеем возможность не только наблюдать за уникальными разработками в этой сфере, но и принимать непосредственное участие в сохранении ресурсов нашей планеты.

«Зеленая энергия» на колесах

Даже сегодня для нас электромобили – это что-то из мира новейших разработок, которые еще не до конца дошли до этапа «выход в народ». Однако, если углубится в историю, первый электромобиль был создан уже в 1841 году, он представлял собой тележку с электромотором. А в 1899 году в Санкт-Петербурге русским инженером-изобретателем Ипполитом Романовым был построен первый отечественный двухместный электромобиль. Вес его составлял 750 кг, половину из которого занимал аккумулятор, которого хватало на 60 км при скорости движения около 39 км/ч.

В начале XX века высокую популярность имели электромобили, электробусы и автомобили с паровой машиной, а авто на бензиновых двигателях еще не были столь распространенными. Томас Эдисон сказал: «Электричество — это стоящая вещь. Там нет жужжащих, издающих скрежет передач, с их многочисленными рычагами, которые можно перепутать, нет опасного и зловонного бензина и никакого шума». Тем не менее завоеванная популярность электрического транспорта в мире со временем резко снизилась, на это повлияло развитие дорожной инфраструктуры, новые разработки и открытия в сфере нефтепродуктов, изобретение электрического стартера и глушителя – всё это позволило бензиновым автомобилям стать более доступными и практичными.

Электромобиль ВАЗ-2102Э (1976 г.)

Электромобиль ВАЗ-2102Э (1976 г.) – советская экспериментальная модель электромобиля,
выпущенная малой серией, предназначенная для перевозок небольших партий грузов.

Откуда дует «электрический ветер»

Первую ветроэнергетическую установку построил шотландский профессор Джеймс Блайт в 1887 году. Конструкция обеспечивала питание электроэнергией его загородного коттеджа. Таким образом, это был первый в мире дом, обеспеченный электричеством, которое получено с помощью ветра. Изобретатель предложил использовать излишек своего электричества для освещения основной улицы деревни, но никто не согласился, поскольку они думали, что электричество – это «сила дьявола». Несмотря на это, Блайт возвёл ветряные турбины для обеспечения аварийного питания местного лазарета и диспансера.

Ветроэнергетика России отсчитывает свою историю с середины 1920 года, когда Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского разработал ветроэлектрические станции и ветряки для сельского хозяйства. Такая установка могла освещать около 200 дворов или приводить в действие мельницу. А в 1931 году в Ялте была построена первая ветроэлектростанция в СССР, ставшая крупнейшей на тот момент в мире сетевая ветроэнергетическая установка мощностью 100 кВт. Затем в 1938 году в Крыму развернулось строительство ветроэлектростанции мощностью 5 МВт. С 1950 по 1955 год страна производила до 9 тысяч ветроустановок в год единичной мощностью до 30 кВт.

В 1960-1980-е годы приоритетным направлением энергетической отрасли нашей страны было строительство крупных ТЭС, ГЭС и АЭС. В связи с этим ветряная энергия не выдержала конкуренции с ними и в конце 1960-х годов их серийное производство было закрыто.

ветровая электростанция мощностью 100 кВт (Ялта, 1931 г.)

Крупнейшая на тот момент в мире промышленная
ветровая электростанция мощностью 100 кВт (Ялта, 1931 г.)

Солнечная энергия для всего мира

Начало развития солнечной энергетики уходит глубоко в историю, всё началось почти двести лет назад. В середине XIX века молодой французский ученый Александр Эдмон Беккерель в ходе своих экспериментов создал на базе хлорида серебра и кислотного раствора ячейку, генерирующую электроэнергию под воздействием солнечных лучей. Таким образом он стал первооткрывателем фотогальванического эффекта. В 1883 году американский изобретатель Чарльз Фриттс создает первый прибор, способный перерабатывать солнечную энергию в электричество. Для этого использовался селен, покрытый тонким слоем золота. КПД этого первого функционирующего солнечного элемента составлял всего 1%.

В 1905 году всем известный Альберт Эйнштейн смог теоретически обосновывать возникновение фотоэлектрического эффекта. Эйнштейн объяснял, что свет содержит пакеты энергии, которые он назвал «квантами света». Сегодня мы называем их фотонами. Его теория помогла объяснить, как фотоны могут генерировать электроэнергию. В 1921 году Альберт Эйнштейн получил Нобелевскую премию за «вклад в теоретическую физику, и особенно за открытие закона фотоэлектрического эффекта».

В начале 50-х годов ХХ века ученые Bell Telephone установили, что кремний с определённым покрытием более чувствителен к солнечным лучам, чем селен. Так они добились 6%-ной эффективности и началась эра развития солнечных батарей.

Вскоре солнечные панели использовались для питания спутников, вращающихся вокруг Земли. Так в 1957 году в СССР был запущен первый искусственный спутник «Спутник-1» с применением фотогальванических элементов, а в 1958 году США произвели запуск искусственного спутника «Explorer 1» с солнечными панелями. И начиная с этого времени кремниевые солнечные батареи стали основным источником энергии для космических кораблей и орбитальных станций.

солнечные батареи компании Bell Telephone

Реклама первых коммерческих солнечных батарей компании Bell Telephone

Приведенные выше исторические факты и события наглядно демонстрируют нам, когда возникло понимание необходимости в энергосбережении и использовании альтернативной энергии. А мы, зная какие выдающиеся ученые трудились над своими экспериментами ради того, чтобы мы сейчас жили в благоприятной экологической атмосфере, должны заботиться о своей Земле, сберегая её исчерпаемые ресурсы!