Бесплатный звонок
в контактный центр по Татарстану

8-800-200-25-26

пн.-пт. - 08.00-19.00

Контакты и адреса

Телефоны аварийных служб


НаселениюЮридическим лицам
ГлавнаяПресс-центрНовости
1 февраля 2019

Алмаз Кашапов: «Акцент мы делали именно на улучшении клиентского сервиса, чтобы компания стала реальным партнером в энергетике для потребителей…»

отправить по почте версия для печати



Кашапов Алмаз Вахитович
Кашапов Алмаз Вахитович
Председатель Совета директоров
ОАО «Татэнергосбыт» 2009-2012 гг.

- Алмаз Вахитович, скажите, с какими эмоциями Вы вспоминаете Татэнергосбыт?

- Работу с коллективом ОАО «Татэнергосбыт» я вспоминаю всегда с большой теплотой. Мы начали тесно взаимодействовать еще до избрания меня председателем Совета директоров в 2009 году. Первоначально предприятие «Энергосбыт» было одним из филиалов
ОАО «Татэнерго», отвечавшим за работу с потребителями электрической и тепловой энергии и сбор денежных средств в масштабах всей энергосистемы. Вверенные мне подразделения экономической безопасности тесно взаимодействовали со службами предприятия, правовым управлением ОАО «Татэнерго», финансовым блоком по вопросам взыскания дебиторской задолженности, работы с предприятиями-банкротами, борьбы с хищением электрической энергии. Для этих целей по решению руководства Республики даже был создан специальный отдел в структуре МВД, так называемая «энергетическая милиция». Приходилось проводить оперативно-розыскные мероприятия, возбуждать уголовные дела в отношении недобросовестных контрагентов, обеспечивать физическую защиту руководителей и сотрудников от неправомерных посягательств. Такое было время, уровень неплатежей был очень высокий. В то же время «Энергосбыт» одним из первых в энергосистеме начал автоматизацию своей работы, внедрялись АСУСЭ, «Сбыт-электро», другие расчетные системы.

Коллектив ОАО «Татэнергосбыт» мне запомнился дружной, сплоченной, профессиональной командой, хорошо знающей свое дело. Особенно большая нагрузка и ответственность в то время приходилась на руководителей территориальных отделений и районных производственных участков, многие из которых проявили себя мужественными людьми и работают до сих пор.

- Какое заседание Совета директоров Вам запомнилось больше всего?

- Наверное, это было первое заседание в феврале 2009 года, на котором моя кандидатура была предложена руководством ОАО «Татэнерго» в качестве председателя Совета директоров. Не могу сказать, что это было для меня ожидаемым предложением, ведь работу
ОАО «Татэнергосбыт» традиционно курировал финансово-экономический блок материнской компании. Но я понимал, что мне как руководителю, офицеру, нельзя отказываться от такого ответственного поручения.

В то время в Совет директоров ОАО «Татэнергосбыт» входили многие видные руководители предприятий энергосистемы, в том числе «Сетевой компании», теплосетевых, сервисных компаний. Жизнь показала, что, наверное, это было правильное решение, потому что первые вопросы, с которыми нам пришлось столкнуться, были связаны с последствиями финансово-экономического кризиса 2008 года, когда многие республиканские предприятия, в том числе флагманы нефтехимической, машиностроительной отраслей, оказались не в состоянии выполнять свои обязательства по оплате поставленных энергоресурсов. Потребовалось провести много кропотливой согласованной работы, чтобы найти взаимоприемлемые решения и выйти из этой сложной ситуации. Запомнились также решения, связанные с началом формирования клиентоориентированного подхода к потребителям, организацией новых офисов клиентского обслуживания, развитием контакт-центра. У руководства компании было много полезных инициатив, которые мы поддержали.

- В 2009 году ОАО «Татэнергосбыт» вышел самостоятельно на оптовый рынок. С какими сложностями пришлось столкнуться?

- В то время было много сложностей организационного характера. Процесс выхода на оптовый рынок в то время сопровождался процессом выделения ОАО «Татэнергосбыт» из состава материнской компании ОАО «Татэнерго». Необходимо было одномоментно и зарегистрироваться как самостоятельное юридическое лицо, и в тот же день получить статус субъекта оптового рынка. Необходимо было оформить массу документов, получить акты разграничения со смежными компаниями, провести переговоры на уровне Совета рынка, Министерства энергетики России. Считаю, что коллектив компании под управлением Минибаева М.Ф. успешно справился с этой непростой задачей. Впоследствии необходимо было получить акты соответствия системы учета требованиям оптового рынка, этот вопрос также контролировался Советом директоров. Это был сложный технический вопрос, он занял продолжительное время, но в итоге ОАО «Татэнергосбыт» выполнил эту работу одним из первых в России. В этом заслуга прежде всего специалистов отдела по закупкам электроэнергии и мощности. Насколько я знаю, они и сегодня признаны одними из лучших энерготрейдеров в стране. Кроме того, после выхода ОАО «Татэнергосбыт» на оптовый рынок, принципиально изменилась система ценообразования на электрическую энергию. Раньше Госкомитетом устанавливались сразу конечные тарифы для разных групп потребителей, а после выхода на оптовый рынок конечная цена для потребителей стала во многом зависеть и от результатов работы энергосбытовой компании. Пришлось немало усилий приложить, чтобы потребители поняли и приняли эту систему. Нередко были слышны голоса о том, что в энергосистему Республики необходимо вернуть к прежнему положению, чтобы не зависеть от внешнего рынка. Но обстоятельства уже безвозвратно изменились.   

- Какова на тот период была определенная стратегия развития компании?

- В тот период мы видели компанию в будущем как многопрофильную диверсифицированную организацию федерального уровня, способную удовлетворить любые потребности клиентов, связанные с использованием энергетических ресурсов. Были интересные проекты, направленные на развитие, в том числе по строительству или приобретению собственных генерирующих мощностей. Отдельная компания была создана для работы с крупнейшими потребителями и формированию для них индивидуальных ценовых предложений, так как в то время в энергосбытовой сфере активно начала развиваться конкуренция. Акцент мы делали именно на улучшении клиентского сервиса, чтобы компания стала реальным партнером в энергетике для потребителей, оказывала бы консалтинговые услуги. Предполагалось также, что компания станет региональным лидером в реализации энергосервисных контрактов. Все это, разумеется, не оставляя вниманием работу по организации расчетов с потребителями, контролю по состоянию дебиторской задолженности. Я думаю, многие из этих идей актуальны до сих пор.   

- Как Вам запомнился коллектив компании?

- Коллектив компании мне запомнился дружной, организованной командой, способной к достижению поставленных целей. Здесь нет оборудования, каких-то иных ресурсов, кроме информационных систем, для решения имеющихся задач. Велика роль психологической обстановки в коллективе, так как работа связана с людьми, населением, неизбежными стрессовыми ситуациями. Я думаю, что руководители подразделений успешно справлялись с созданием дружной рабочей атмосферы в коллективе.

- Можете ли припомнить какие-то теплые, интересные ситуации, связанные с работой в Татэнергосбыте?

- Да, таких ситуаций было много. В ОАО «Татэнергосбыт» всегда существовали интересные корпоративные традиции. Особенно вспоминаются учения по гражданской обороне, которые со временем превратились в яркие летние праздники, где коллективы отделений могли померяться силами в спортивных состязаниях, проявить свою подготовку и навыки, таланты, пообщаться, пригласить друзей. Очень яркими всегда были выступления команды Камского филиала. Были смотры художественной самодеятельности, где неожиданно раскрывались и сотрудники, и руководители.

- Какой Вы видели компанию в будущем через 10 -20 лет

- В будущем, думаю, будет возрастать роль цифровых информационных технологий, так как энергосбытовая компания работает с массивами больших данных, а здесь прогресс ускоряется год от года. В прошлом году был принят закон об интеллектуальных системах учета электрической энергии, установивший обязанности и для сетевых компаний, и для гарантирующих поставщиков по автоматизации работы с показаниями приборов учета потребителей. Это даст дополнительный толчок для развития дистанционных технологий обслуживания потребителей, в том числе и для населения. Скорее всего, это приведет к тому, что энергосбытовые компании станут более компактными, смогут сократить издержки, связанные с подготовкой платежных документов, сбором показаний, приемом денежных средств, работой с должниками. Появятся возможности для повышения эффективности взаимодействия между сетевыми и сбытовыми компаниями, в том числе по вопросам заключения договоров на энергоснабжение и введения мер ограничения для неплательщиков. Думаю, что в скором времени следует ожидать развития конкуренции не только за крупных потребителей, но и за, так называемых, «мелкомоторных» потребителей, а также население. Большую ценность в наше время приобретают информационные ресурсы, поэтому, реализуемая сегодня АО «Татэнергосбыт» задача по созданию единого расчетного центра создает новые возможности для развития. В будущем, я думаю, энергосбытовые компании будут выполнять роль именно региональных центров управления информационными потоками о потреблении энергоресурсов и за счет этого смогут развиваться, предлагая потребителям любые востребованные услуги в сфере энергоснабжения.

- Алмаз Вахитович, какие пожелания у Вас есть коллективу компании.

- От всей души хочу поздравить коллектив компании с первым юбилеем самостоятельной работы. Десять лет в энергетике с ее инвестиционными циклами срок, конечно, не очень большой, но для отдельной организации это уже целая история. Можно сказать, что за это время компания состоялась, заявила о себе, в том числе на федеральном уровне, став одной из лучших энергосбытовых компаний в России среди гарантирующих поставщиков. Это результат слаженной профессиональной работы, в котором есть заслуга каждого сотрудника. Хочу пожелать дальнейшего устойчивого развития, процветания, безопасности, успешного выполнения всех задач, поставленных руководством Республики, финансового благополучия вам и вашим клиентам. Каждому сотруднику желаю от всей души здоровья, семейного благополучия, успехов, чтобы работа в компании была любимым делом и источником профессионального и личного развития!