Бесплатный звонок
в контактный центр по Татарстану

8-800-200-25-26

пн.-пт. - 08.00-19.00

Контакты и адреса

Телефоны аварийных служб


НаселениюЮридическим лицам
ГлавнаяПресс-центрПубликации в СМИ

Высокий ОДН: проблема и пути решения

На сегодняшний день актуальной проблемой, вызывающей недовольство среди населения, является высокая плата за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды (ОДН).

Однако стоит отметить, что не всегда потребители, получая платежные документы, полностью понимают, что включает в себя плата за ОДН. У некоторых потребителей сложилось мнение, что поставщик включает в ОДН плату за должников, специально завышенные показания общедомового счетчика, кто-то вообще считает, что ОДН это не коммунальная, а жилищная услуга и оплачиваться она должна из содержания дома и т.д.

На вопросы по проблеме ОДН и мерах по ее решению ответил директор ОАО «Татэнергосбыт» Рифнур Сулейманов.

-Рифнур Хайдарович, для многих потребителей остается не понятным, что же такое ОДН и каким образом производится расчет ОДН?

- Понятие ОДН впервые появилось в Постановлении Правительства РФ от 23 мая 2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и заменило понятие платы за места общего пользования (МОП). Действующее в настоящий момент Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 №354, по сути, расширяет и дополняет 307 постановление. Несмотря на столь значительный срок существования этого термина, многие потребители до сих пор путают ОДН и МОП и считают, что ОДН - это плата за лампочку в подъезде. В чем же принципиальное различие? МОП – это плата за потребление общедомового оборудования (системы освещения, насосные станции, лифты и т.д.), определенная по отдельному счетчику, либо нормативу. ОДН же - расчетная величина, определенная как разница между расходом по общедомовому прибору учета и суммой потребления всех квартир дома, а также нежилых помещений (офисы, арендуемые помещения). Таким образом, ОДН всегда включает в себя МОП и в идеальных условиях стремится к нему по размеру.

- Какие же основные причины высокого начисления электроэнергии на ОДН в многоквартирном доме?

- Назову несколько основных, а именно:

•    Эксплуатация гражданами-потребителями внутриквартирных приборов учета с истекшим сроком госповерки или с классом точности ниже класса точности общедомового прибора учета;
•    Неправильное и несвоевременное снятие и передача показаний квартирных приборов учета гражданами-потребителями в ОАО «Татэнергосбыт», которые «в идеальном случае» должны предоставляться одновременно с показаниями общедомового прибора учета;
•    Нерациональное использование электроэнергии на общедомовые нужды;
•    Самовольное подключение квартир неплательщиками после введения ограничений, т.к. потребленная в таких квартирах электроэнергия распределяется на ОДН;
•     Несанкционированное подключение гражданами-потребителями к внутридомовым сетям помимо внутриквартирного прибора учета, а также аналогичные подключения со стороны юридических лиц к домовым сетям.

- ОАО «Татэнергосбыт» реализует на территории республики мероприятия, направленные на выявление причин высокого ОДН, какие промежуточные результаты работы Вы можете подвести?


- С целью разрешения проблемы высокой платы за ОДН в начале 2014 года был запущен пилотный проект по техническому аудиту в Менделеевске и Зеленодольске, который уже показал свои положительные результаты. Сотрудники ОАО «Татэнергосбыт» выезжали в проблемные дома городов для проведения энергоаудита, который позволил выявить причины, рассчитать потребление электроэнергии мест общего пользования в подъезде, разработать мероприятия по снижению ОДН.

Проведенный энергоаудит позволил выявить ряд нарушений, влияющих на величину ОДН. Сотрудники Татэнергосбыта зафиксировали факты незаконных самовольных подключений к электроэнергии, хотя потребители были отключены за неуплату. Соответственно, потребление данных квартир за весь период распределялось между жильцами всего дома как ОДН, т.к. после отключения расчеты по таким квартирам прекращались. Второе серьезное нарушение, на которое следовало бы обратить внимание жильцов – это офисные помещения на первом этаже дома, которые не выведены из жилого фонда и числятся как квартиры, хотя владельцы данных нежилых помещений должны были заключить договоры с ОАО «Татэнергосбыт». Также, среди факторов, влияющих на величину ОДН, были отмечены несвоевременность передачи показаний квартирных приборов учета, энергоемкие источники освещения в местах общего пользования, занижение показаний квартирных счетчиков, их неисправность и просроченная госповерка, ветхость электропроводки.

- Закономерно возникает вопрос, как же снизить величину ОДН? Какие эффективные меры для этого можно предложить для потребителей электроэнергии?


- Можно выделить несколько способов снижения ОДН. Во-первых, инициативной группе жильцов или старшим по домам необходимо постоянно отслеживать занимаемые арендаторами нежилые помещения. Управляющей компании в свою очередь, необходимо своевременно вносить в технический паспорт многоквартирного дома (МКД) коррективы, касающиеся изменения площадей нежилых помещений, и информировать об этом исполнителя по предоставлению коммунальной услуги электроснабжения (энергосбытовую компанию). Во-вторых, жильцам и арендаторам необходимо сообщать в управляющую компанию и ОАО «Татэнергосбыт» о поломке/краже и иных несоответствиях прибора учета. На общедомовых собраниях собственникам помещений в МКД необходимо договариваться о своевременной замене устаревших или неисправных приборов учета. На величину ОДН влияет и воровство электроэнергии в МКД, которое бывает в виде несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым электрическим сетям (например, самовольное подключение, либо подключение, минуя индивидуальный прибор учета (ИПУ)) или несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, повлекшее искажение его показаний. В обоих случаях украденные объемы электрической энергии будут включены в состав общедомовых нужд и, соответственно, предъявлены к оплате всем жителям МКД. В связи с этим, необходимо требовать от управляющей компании проведения ревизий внутридомовых электрических сетей, которые должны установить и зафиксировать факты присоединения в обход приборов учета.

- Влияет ли единовременное снятие показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета в МКД на величину ОДН?

-Да, влияет. Управляющие компании и ОАО «Сетевая компания», как правило, снимают показания общедомового прибора учета в один и тот же день, т.е. расход определяется достаточно точно и с постоянным интервалом. Однако жильцы не всегда подают показания в один и тот же день или в срок с 23 по 25 число, и как следствие, поставщику от каждого жильца поступают данные о расходе за разные периоды времени в течение всего месяца. Своевременная передача показаний всех квартирных приборов учета выгодна, прежде всего, для самих собственников жилья. Только так можно получить точный баланс электропотребления всего дома и корректно произвести начисления за ОДН. В тех домах, где четко налажена система передачи показаний и экономии энергоресурсов, плата за коммунальные услуги в местах общего пользования незначительна и практически не бывает перерасчетов. Осуществлять централизованную передачу всех показаний в необходимый срок может старший по дому, выбранный из числа самих жителей МКД. В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, при наличии общедомового прибора учета в МКД снятие его показаний осуществляется в период с 23-го по 25-ое число расчетного периода. В этой связи, в эти же сроки целесообразно старшим по домам передавать управляющей компании либо ресурсоснабжающей организации показания индивидуальных приборов учета в жилых и нежилых помещениях. В помощь старшим по домам ОАО «Татэнергосбыт» запустил новый онлайн-сервис, где зарегистрированный в «Личном кабинете» пользователь с ролью «Старший по дому» имеет возможность вносить, удалять показания по всем счетчикам от имени всех абонентов из группы, привязанной к данному «Старшему по дому», печатать отчет, состоящий из списка всех абонентов и счетчиков.

-Кто же несет ответственность за своевременную передачу показаний общедомового прибора учета?

- Если дом находится на обслуживании управляющих компаний, ТСЖ или ЖСК, то соответственно своевременная передача показаний общедомого счетчика лежит на исполнителе коммунальных услуг. Это означает, что исполнители коммунальных услуг обязаны ежемесячно снимать показания общедомового прибора учета электроэнергии в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить в журнал учета показаний. После этого, необходимо эти сведения передать в сетевую организацию и гарантирующему поставщику.

В случае, если жильцы получают отдельную квитанцию, напрямую от гарантирующего поставщика электроэнергии, за своевременное снятие и передачу показаний общедомовых приборов учета, несет ответственность сетевая организация, с которой гарантирующий поставщик заключил договор.

- Рифнур Хайдарович, куда может обратиться потребитель, если у него возникли сомнения в правильности начислений электроэнергии на ОДН?

- В случае, если мы говорим о квартире, то жильцу необходимо обратиться с письменным заявлением в расчетный центр, который занимается выпуском квитанции для домов его квартиры. Жильцу обязаны предоставить информацию о начислениях по услуге «электроснабжение» за необходимый период. Если у граждан появляются сомнения в правильности начислений ОДН, прежде всего, необходимо обратиться с квитанцией в свою управляющую организацию. Если ответ не удовлетворит, стоит обратиться в органы власти.

Жильцам, которые получают квитанцию на оплату от гарантирующего поставщика, для получения информации о правильности начислений необходимо обратиться в офисы клиентского обслуживания поставщика.

- Рифнур Хайдарович, сегодня на первых этажах многоквартирного дома зачастую располагаются офисные помещения, которые не выведены из жилого фонда и числятся как квартиры. Оплачивают ли собственники нежилых помещений электроэнергию на ОДН?

- Собственник нежилого помещения, безусловно, обязан вносить платежи за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды. Более того, объем электроэнергии за общедомовое потребление определяется пропорционально занимаемой площади помещений в многоквартирном доме. Если жильцы заметили неправомерное подключение какого-либо офисного помещения, необходимо обратиться в управляющую компанию или ОАО «Татэнергосбыт» с заявлением в свободной форме. После, совместно с управляющей компанией и жильцами многоквартирного дома будет проведена проверка правомерности подключения офисного помещения. В случае выявления несанкционированных подключений будет произведен перерасчет начисления платы за ОДН и жильцам, и юридическим лицам, находящимся в многоквартирном доме, в зависимости от схемы подключения.

- На сегодняшний день набирает популярность энергосбережение. Эффективно ли оно как метод борьбы с высоким ОДН?

- Действительно, в некоторых домах используются энергосберегающие лампы, датчики движения на лампы, освещающие места общего пользования. Такие энергосберегающие мероприятия позволяют уменьшить потребление электроэнергии.

- Подводя итог нашего разговора, можно сказать, что размер платы за ОДН вполне можно уменьшить с помощью определенных мер. На Ваш взгляд, какой наиболее значимый метод в борьбе с проблемой высокой платы за ОДН?

- На мой взгляд, недостаточно следовать одному из вышеперечисленных методов, необходимо использовать их в комплексе. Немаловажным фактором является и работа над проблемой сообща: собственникам во главе со старшими по дому, управляющей компании и энергетикам. Сплоченность и совместное желание собственников жилых и нежилых помещений позволит решить проблему высокой платы за ОДН в вашем доме.
Общероссийская газета «Энергетика»,
№ 1-4 (157-160), январь-февраль 2015 г.