Бесплатный звонок
в контактный центр по Татарстану

8-800-200-25-26

пн.-пт. - 08.00-19.00

Контакты и адреса

Телефоны аварийных служб


НаселениюЮридическим лицам
ГлавнаяПресс-центрПубликации в СМИ

Энерготрейдинг: к выгоде потребителя

- Эльдар Маратович, эффективна ли действующая модель оптового рынка? Способствует ли сегмент оптовой торговли росту эффективности отрасли в целом и снижению в конечном итоге стоимости электроэнергии?

- За последние годы реформирования отрасли действующая модель оптового рынка подверглась ряду серьезных изменений. Отрабатывались и проверялись механизмы взаимодействия участников рынка, формирование достоверных ценовых сигналов, создание стимулов для дальнейшего развития конкуренции не только на оптовом, но и на розничном рынке, и, наконец, серьезную проверку прошла надежность работы энергосистемы РФ в новых рыночных условиях. К сожалению, действующая модель работы оптового рынка показала свое несовершенство. Ее надежность оставляет желать лучшего, конечные цены не снизились и растут, при этом быстрее уровня инфляции. Прогнозировать цены потребителю тяжело. Ведь, всем известно, что, например, в Европе основная часть контрактов на поставку электрической энергии – это долгосрочные контракты.

Вопрос заключения долгосрочных договоров между участниками оптового рынка у нас решается недостаточно быстро. Сегодня просто напросто отсутствуют стимулы к их заключению – препятствуют действующие правила. В то же время, несмотря на минусы, можно говорить и о плюсах реформы и модели. Создана постоянно действующая торговая площадка в лице коммерческого оператора, создана площадка для нормотворческой деятельности – это НП "Совет рынка", созданы другие некоммерческие партнерства, защищающие интересы покупателей и поставщиков. На основе положительных и отрицательных результатов реформирования разрабатываются новые принципы работы участников, в том числе по созданию стимулов к заключению прямых договоров. Здесь необходимо сказать еще и о роли государства в данных процессах. С одной стороны оно как бы самоустранилось, особенно на первых этапах реформирования, с другой - продолжало вести процессы реформирования, но, образно выражаясь, "из-за кулис". Наверное, пора открыться и сказать участникам рынка, что правила для всех едины, эти правила будут формироваться при непосредственном участии государства, и контролироваться им же.

Нужно отдать должное руководителям нашего государства, процессы ценообразования вновь стали предметом широкого обсуждения, что в конечном итоге, думаю, положительно скажется на кошельке рядовых потребителей.

- По мнению аналитиков ведущих инвестиционных компаний, энерготрейдинг в России имеет большие перспективы.

- В общем и целом согласен. Однако есть ли сегодня в стране единое понимание термина "энерготрейдинг"? С одной стороны, это довольно узкое понятие, обозначающее работу сотрудника - энерготрейдера, занимающегося покупкой энергии на рынке (сегодня только на оптовом, так как торговых розничных площадок пока нет), а также продажей этой энергии либо обратно на оптовый рынок, либо на розничный рынок своим клиентам. Трейдинг все-таки предполагает, думаю, наличие какой-нибудь организованной площадки.

С другой стороны, к данному сегменту деятельности можно отнести и обеспечение договорной работы, и работу на рынке финансовых инструментов, и решение вопросов планирования, вопросов ценообразования в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, и много чего еще – думаю, можно дополнить этот список.

Видимо, аналитики ведущих инвестиционных компаний имеют в виду совершенствование нормативной базы в части предоставления возможности не только участникам оптового рынка – поставщикам и покупателям, но и другим компаниям и частным лицам участвовать в формировании цены путем работы на рынке финансовых инструментов. Сегодня в этом плане дело действительно трудно продвигается. Причин несколько, в том числе несовершенство правил и регламентов ОРЭМ и РРЭ. Пока при существующем порядке применения цен трансляции оптового рынка розничный гарантирующий поставщик не может обеспечить адекватную работу цепочки "цена производителя – цена покупателя", которая должна действовать, как часы. Тем не менее, перспективы развития данного направления действительно есть, и они серьезные.

- Сейчас много говорится о необходимости создания независимых энергосбытовых компаний. Какова их роль в формировании цивилизованного энергетического рынка в России?

- Создание независимых энергосбытовых компаний полезно, это путь к здоровой конкуренции. Подобная система действует во всем цивилизованном мире. Сегодня в России работают в том или ином виде более тысячи сбытовых компаний. С другой стороны, анализируя итоги реформирования, многие задумываются о том, зачем столько сбытовых компаний. Аргументы весомые – это и увеличение расходов на осуществление деятельности такого числа компаний, что, конечно же, оплачивается за счет потребителей; это и потеря контроля за качеством энергоснабжения потребителей со стороны руководства регионов.

На мой взгляд, проблема в том, что сегодня процедура доступа к рыночной инфраструктуре (пока мы говорим про оптовую торговую площадку) очень трудна. И, по сути, говоря о конкуренции, мы говорим только о крупных потребителях, которым удалось выйти на оптовый рынок. По остальным потребителям говорить о конкуренции можно только в контексте будущего времени.

Уже несколько лет вынашивается идея работы регионов в рамках одной группы точек поставки, зарегистрированных на оптовом рынке. Все остановилось, когда речь зашла об инфраструктуре – обслуживающей эту так называемую "единую ГТП" организации. Сегодня у нас есть предложения, каким образом сдвинуть данный вопрос с мертвой точки. Подчеркну, что без внесения изменений в действующие нормативные акты сделать это нельзя.

В перспективе, при должном развитии событий, для энергосбытовых компаний борьба за потребителя сосредоточится в сфере сервиса, в создании бόльших удобств для клиента в процессе обслуживания, в предоставлении дополнительных видов услуг. К полной удовлетворенности конечного потребителя и должны стремиться как независимые энергосбытовые компании, так и гарантирующие поставщики. Для этого затевалось все реформирование, нельзя об этом забывать.

- Либерализация российского оптового рынка электроэнергии произошла 1 января 2011 года. Понятно, что свободная торговля энергией и мощностью таит в себе немало рисков, о которых топ-менеджеры многих татарстанских компаний даже и не подозревали.

- Надо сказать, что переход к свободному ценообразованию происходил постепенно. И до полной либерализации в российской энергосистеме в течение полугода 80% объема покупалось по свободным ценам. При этом резкого скачка цен не наблюдалось. Как известно, конечная цена состоит из трех основных составляющих: цена на рынке, сетевые услуги плюс сбытовая надбавка компании вместе с оплатой за пользование инфраструктурой. Так вот, либерализация коснулась только цены покупки энергии на рынке, что безусловно отразилось на конечной цене, но не так резко и существенно, как считают некоторые потребители. Проблем, в общем-то, особых не возникло. Поскольку ОАО "Татэнергосбыт" постоянно находится в контакте со своими потребителями и информирует их о любых нововведениях, то все были готовы.

Что касается рисков потребителей, находящихся на территории Республики Татарстан, то сегодня все они являются клиентами гарантирующего поставщика – ОАО "Татэнергосбыт", который выступает гарантом надежного и бесперебойного снабжения электроэнергией. Потенциальные риски могут быть связаны лишь с возможными изменениями в законодательной базе.

Относительно рисков свободной торговли отмечу, что наши потребители о них не осведомлены, так как все риски ОАО "Татэнергосбыт" - гарантирующий поставщик и участник оптового рынка - берет на себя. Они, эти риски, действительно есть. Про законодательную базу я уже говорил. Кроме того, всегда остаются риски, влияющие на цену покупки энергии и мощности на оптовом рынке: по расчету нерегулируемой цены, распределению небалансов рынка, по коэффициенту наличия (он же – резервирования) мощности и по другим факторам.

Покупая оптом энергию и мощность на всю республику, ОАО "Татэнергосбыт" действительно удешевляет стоимость покупки энергии и мощности для потребителей региона.

- Каким вам видится российский энерготрейдинг в среднесрочной перспективе?

- Это достаточное время, чтобы провести работу над ошибками. Уже сейчас в профессиональной среде идут разговоры о создании (возрождении) некоего связующего звена между участниками оптового рынка, который мог бы взять на себя и регулирующую функцию, функцию разработки технических регламентов, а также, в целом, стратегического направления развития энергетики России. Вполне возможно, что такой центр появится.

Надеюсь, что нормативная база претерпит необходимые изменения, чтобы, наконец, создать все условия и стимулы для участников к заключению прямых договоров поставки. На этой базе вырастут стимулы у участников для работы на рынке финансовых инструментов. Вполне возможно, рынок перейдет на одноставочное исчисление произведенной-потребленной энергии, то есть в расчете на 1 кВтч, а не как сейчас, по двум товарам – энергии и мощности.

Следующий год, например, принесет потребителям – клиентам гарантирующих поставщиков достаточно сложное тарифное меню. Я имею в виду количество предлагаемых цен – с учетом уровней напряжения, числа часов использования мощности, категорий потребления в зависимости от установленного прибора учета. Таких цен будет более пятидесяти. При этом понятно, что нужно как-то упрощать систему формирования цены для потребителей.

Еще один вопрос, который мы не так давно поднимали, это отмена запрета на аффилированность в части небольших региональных сетевых и энергосбытовых компаний, что позволит значительно упростить взаимоотношения конечных потребителей со всей энергетической инфраструктурой. В любом случае надеюсь, что все изменения будут только на пользу потребителей Республики Татарстан и России в целом.

Журнал "Ресурсоэффективность в Республике Татарстан",
спец.выпуск 2011 год